Педагогические рекомендации родителям и педагогам по развитию творческих способностей детей и подростков

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.

Задача родителей в этой ситуации — воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я — концепции.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитать творческую личность — это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне приемлемой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески
одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной
андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многимичертами, стереотипно считающимися «женскими»,

интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

1.  Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2.  Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3.  Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4.  Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.

5.  Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого — то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.

6.  Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.

7.  Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.

Эти приёмы призваны помочь одарённой личности — ребёнку или взрослому — разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.

Рекомендации педагогам по развитию способностей и одаренности детей.

  1. Предоставляйте ребенку возможность проявить смекалку и сообразительность.
  2. Развивайте в ребенке понимание того, что он делает и почему. Это создает предпосылки для духовного роста и вырабатывает правильную самооценку. Прививайте ребенку  тягу к знаниям, не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Пусть познание мира станет приятным занятием, принимайте участие во всех делах своего ребенка.
  3. Дети,  уверенные в себе, лучше учатся и быстрее соображают.
  4. Держите под рукой больше материала, который может послужить «учебным пособием» для вашего ребенка.
  5.  Поощряйте проницательность, концентрацию внимания и память ребенка, активно выражая свое удовлетворение даже самыми маленькими его успехами.
  6. Демонстрируйте ребенку свою увлеченность какими-то идеями.
  7. Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Хотя высокие требования и творят чудеса, если они слишком высоки, это может пойти только во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели, от того, что вы слишком требовательны, его чувство собственного  достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
  8. Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где  это оправданно – вам нужно создать  атмосферу тепла и доверия. Это даст ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха, получить в ответ саркастическое или резкое замечание.
  9. Оказывайте максимум поддержки своим детям  в занятиях тем, что их действительно интересует.
  10.  Вовлекайте талантливых детей в осмысление глобальных проблем, не ограничиваясь узкими рамками «мира детства». К несчастью, многое из того, чему учат сегодня в школах, связано с чисто механическим накоплением и воспроизводством информации, и это может притупить естественное любопытство и тягу к творчеству.
  11.  Одаренным детям, обладающим творческими способностями и непосредственным живым умом, просто необходимы доверие со стороны взрослых и возможность время от времени выходить по собственному желанию за рамки общепринятого поведения. Если ребенок думает несколько иначе, чем большинство его сверстников, это означает, только что он будет более независим, и уверен в себе. В будущем ему потребуется духовная свобода, чтобы иногда ставить под сомнение традиционные критерии «правильности» и «неправильности» тех, или иных мыслей и поступков. Это будет необходимо ему для построения собственной системы ценностей, не менее важной, быть может, чем «нормальные» правила поведения.
  12.  Одаренные дети нуждаются в регулярных упражнениях для развития своих способностей с тем, чтобы в дальнейшем они смогли контролировать происходящее вокруг и быть компетентными в сфере своей деятельности. Только так они получат возможность без опаски приступить к освоению новых знаний   и решению новых проблем.
  13.  Ребенок должен обладать достаточным количеством рабочих материалов. Иегуди Менухин никогда не стал бы великим скрипачом, если бы родители вовремя не купили ему маленькую скрипочку. Убедитесь, что есть необходимый запас бумаги, красок, и скажем, всевозможных коробочек для различных конструкций.
  14.  Не ждите немедленных результатов от ребенка. Оказывайте ребенку всяческую поддержку и чаще хвалите его. Творчество – источник постоянного внутреннего беспокойства, наиболее способен к творчеству тот, кто может справляться с этим.
  15.  Постарайтесь быть более позитивными: «можно» работает всегда лучше, чем «нельзя».
  16.  В целом одаренные дети хотят, чтобы учителя учили. Дружелюбные, добросердечные педагоги – дело, конечно, хорошее, но смышленых учеников постоянно обуревает жажда все новых и новых знаний, а от кого получить их, кроме как от педагога. Поэтому наиболее желанным наставником для таких детей является не самый умный, а самый свободомыслящий человек: чем способнее ребенок, тем меньше влияния имеют на него особенности характера педагога или стиля его обучения.
  17.  Постарайтесь, чтобы ваши ожидания соответствовали реальному уровню способностей ребенка. Весь смысл заключается в том, чтобы дать ему возможность как можно полнее проявить себя, не поднимая при этом планку настолько высоко, что любые попытки преодолеть ее изначально будут обречены на провал.
  18.  Помните, что у ребенка должно быть право на ошибку.
  19.  Поощряйте детей досконально, до конца, исследовать заинтересовавшие их идеи.
  20.  Предсказать развитие таланта человека к чему-то особенно трудно, если у него не было еще случая по настоящему попробовать свои силы. Художник Ван-Гог, например, получил возможность заняться живописью, лишь, будучи уже вполне взрослым человеком. В детстве вряд ли кто-нибудь мог угадать в мальчике необыкновенный творческий дар, более того, из-за своего новаторского стиля Ван-Гог так и не был широко признан при жизни «настоящим» художником.
  21.  Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.
  22.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или  «за гранью».
  23.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Но его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть агрессивным, недобрым).
  24.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний  ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  25.  Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  26.  Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста  и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.
  27.  Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
  28.  Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
  29.  Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
  30.  Предоставляйте  детям возможность активно задавать вопросы.

Одаренность – высокий уровень развития умственных способностей.

Умственно одаренный ребенок отличается от сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.